30 успешных лет!
(Семёнов Василий Анатольевич, учитель географии, экономики и ОБЖ школы «Интеграция». Кандидат географических наук)
Представляемая образовательная технология является одним из вариантов модернизации проектной методики. Этот вариант реализации проектной технологии представляет собой связанную единым содержанием цепочку: «Уроки – исследовательские проекты – презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду». Французское слово «турбион» (турбийон, tourbillon) переводится как «механизм для увеличения точности работы часов», а корневая основа «тур» (tour) переводится как «круг». Своеобразным механизмом повышения эффективности работы проектной методики по замкнутой системе и является турбион-технология
Цель этой технологии – соединение внеурочной и урочной деятельности учащихся, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала.
Рисунок 1
Организация проектной деятельности учащихся по методике турбион-технологии
Использование турбион-технологии можно представить в виде следующей схемы: интегрированный урок, на котором происходит знакомство с заданной темой, продолжение этой работы в проектной деятельности, внешняя презентация проекта и урок с использованием сублимированного материала, собранного ранее (рис. 1). Можно сказать, что продукт проектной деятельности, пройдя этот круг, становится общественно значимым, что в конечном итоге изменяет мотивационную сферу ученика и учителя.
Отметим также, что связь между звеньями «исследовательский проект – урок» является двухсторонней: с одной стороны, материалы исследований включаются в урок, с другой – на уроках рождаются темы проектов. Кроме связей по знаниевому компоненту, взаимодействие этих звеньев идёт в процессе формирования учебных компетентностей: постановка проблемы, целеполагание и планирование, работа с информацией и проч.
Конкретный пример реализации такой цепочки для предмета География, в которой принимали участие также учителя биологии, химии, испанского и французского языков, показан на рис. 2.
Рис. 2. Описание цепочки «Уроки – проекты – их внешнее представление» по теме «Латинская Америка» на базе экспериментальной площадки НОУ СОШ «Интеграция», г. Москва.