30 успешных лет!
Возможна ситуация, когда знающий и увлеченный учитель может подтолкнуть к изучению какого-либо вопроса, и этой темой будет увлечена вся школа. Так произошло с цепочкой турбион-технологии, объединённой единым «севастопольским» содержанием. Начало этой цепочки положил интегрированный урок истории и литературы в десятом классе по теме «Крымская война глазами писателя и историков», (программный материал: история «Внешняя политика России в середине XIX в.»; литература: «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого»). Этот урок проходил в форме костюмированной ролевой игры «Суд истории». Такое историко-литературное объединение является средством формирования навыков исторической оценки прежде всего с позиций моральных и общечеловеческих ценностей. Расскажем подробнее об этом уроке. Класс был разделен на две группы: одна - «министр иностранных дел, аристократия, офицеры, интересом которых является светская жизнь, вторая группа - это общественная сила противников войны в лице Л.Н.Толстого и героев его "Севастопольских рассказов". «Судьями» на этом уроке стали ученики одиннадцатого класса. В ходе урока были использованы материалы видеопроекта «Малахов курган», подготовленный учениками во время летнего отдыха.
В начале урока прозвучало выступление «министра иностранных дел», в котором объяснялись цели, задачи, а следовательно, и оправдание Крымской войны. Выслушав «царское правительство и их клевретов», судьи истории дали слово Л. Н. Толстому и его героям. Перед глазами ребят прошли образы Даши Севастопольской, раненого солдата. Каждый, «внимая ужасам войны», пересказывает и зачитывает эпизод, который ему особенно запомнился. И даже после этого один из судей доказывал необходимость войны. Эмоциональной кульминацией в конце урока стал показ знаменитой картины В.Верещагина «Апофеоз войны» под звуки Шестой симфонии П.И.Чайковского. Наступило осознание, что война - это не свод парадных реляций, взятые и отданные города, а «самое страшное и кровавое дело на земле». Только на эмоциональном уровне можно понять, что за каждым эпизодом стоит человеческая жизнь. Ученики понимают, насколько противоестественна война. Особенно это важно в сегодняшнем мире, когда обесценивается сама человеческая жизнь. Весь ход, весь настрой урока позволил увидеть детям «главные черты, составляющие черты русского, - черты простоты и упрямства». А такой народ не может не иметь будущего. Так будем же верить в Россию. И будем любить её так, как любили защитники Севастополя, как любил поручик артиллерии Л.Н. Толстой, (урок проводили преподаватель истории, к.ист.н, победитель конкурса «учитель года -2003 А.В.Луцишина и молодой учитель литературы, английского и французского языков М.Б.Схвитаридзе, выпускница факультета славянской и западноевропейской филологии, аспирантка МПГУ).
Следующим этапом турбион-цепочки стала серия мини-проектов цикла «исторический портрет»: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Доктор Пирогов» и видеопроект «Антология темы Обороны Севастополя в кино» и историко-литературное исследование «Прототипы героев «Севастопольских рассказов». Героизм и патриотизм русских солдат и офицеров стал основой для ретроспективного общешкольного исторического проекта «Севастополь - город русской славы», охватывающий историю этого города от первых русско-турецких войн до героической обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны.
Внешней презентацией этого проекта стала литературно-музыкальная композиция «Легендарный Севастополь», подготовленная 3 - 8 классами, на которую были приглашены учащиеся старших классов, выпускники, родители и ветераны Великой Отечественной войны, так как её проведение было приурочено ко Дню Победы. Статья в журнале "Родители" явилась другой формой внешней презентации, а все исследования, выполненные в ходе этого проекта были включены в уроки истории и литературы в будущем учебном году.