30 успешных лет!
Текст статьи публикуется по материалам журнала "Родители" №6 2004 г.
Одним из направлений создания системы личностно - ориентированного образования в нашей школе стала деятельность учительского и ученического коллективов по освоению новых технологий. Когда мы в 1997 году начинали эту работу, приходилось в основном опираться на зарубежный опыт и собственную интуицию. Толчком для подготовки больших междисциплинарных проектов явились интегрированные уроки.
В школе «Интеграция» была разработана и реализована комплексно - целевая программа по освоению проектной технологии. В 2001 году на базе школы прошел окружной семинар, осветивший вопросы её внедрения. Отрабатывая подходы к построению личностно - ориентированного образования, мы осмелились предложить свой вариант реализации проектной технологии. Он представляет собой связанную единым содержанием цепочку «Уроки - исследовательские проекты - презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду - уроки», которую мы определили как турбион-технологию. Цель этой технологии - соединение внеурочной и урочной деятельности учащихся, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала. Использование турбион-технологии можно представить в виде следующей схемы: интегрированный урок, на котором происходит знакомство с заданной темой, продолжение этой работы в проектной деятельности, внешняя презентация проекта и урок с использованием сублиминированного материала, собранного ранее. Можно сказать, что продукт проектной деятельности, пройдя этот круг, становится общественно значимым, что в итоге изменяет мотивационную сферу ученика и учителя.
Следует отметить, что связь между звеньями исследовательский проект - урок является двусторонней: с одной стороны - материалы исследований включаются в урок, с другой стороны - на уроках рождаются темы проектов. Кроме этих связей по знаниевому компоненту, взаимодействие этих звеньев идет в процессе формирования общеучебных умений: составление плана, анализ текста, конспектирование, приобретение недостающих знаний из различных источников, выделение главного, формулирование проблемы, развитие исследовательских навыков. Подготовка к выступлению предполагает формирование коммуникативных умений (монологическая речь), что, как мы знаем, особенно трудно осуществить в ограниченном времени учебного занятия, т.е. формирование общеучебных умений во время урока и проектной деятельности взаимно дополняют друг друга. В ходе подготовки проектов учащиеся невольно включаются и в освоение компьютерных технологий. Ребята осваивают текстовый редактор Word, сканирование, построение диаграмм и графиков с помощью Exel, простейшие операции в Photoshop, создание презентаций в PowerPoint, анимации, работу с электронной почтой.
Таким образом, проектная деятельность, связанная с предметным обучением, становится более устойчивой системой. Для того чтобы было понятнее, приведем конкретный пример реализации такой цепочки для предметов гуманитарного цикла. Общая тема проектной деятельности возникла на уроках истории Британии при изучении эпохи Тюдоров и была предложена учащимися, которые заинтересовались жизнью Англии XVI века.
Началом этой цепочки стал интегрированный урок по истории Британии и литературе в 8 классе (программный материал - творчество Шекспира «Шекспир.Писатель и его время»).
Вторым этапом цепочки стали исследовательские проекты в новой для детей форме видеопроекта: «Антология Шекспира в кино», «Шекспир в Англии». При подготовке видеопроекта «Шекспир в Англии» была проведена исследовательская работа по составлению карты памятных мест, где бывал Шекспир.
Учащихся 9 класса заинтересовала биография Шекспира, как одна из неразгаданных загадок нашего времени и прежде всего вопрос: а был ли такой человек на самом деле? И как отклик на поставленную проблему явились исследования учащихся «Историческая правда и вымысел в жизни и творчестве Шекспира» на английском языке, (руководители: учитель истории,к.п.н. Луцишин А.В и учитель английского языка Котляр Е.Л.). В своем исследовании Любецкая Аня и Леонтьева Наталья попытались определить подлинного автора шекспировских произведений.
Для более точного представления культурно-исторических особенностей мест, где происходили события пьес Шекспира, была составлена подробная «шекспировская» карта Европы и Северной Африки, с акцентом внимания на государства, в которых проживали герои произведений великого драматурга. Впоследствии эта карта стала материалом для исследования ученика 8 класса «Зарубежные страны в творчестве Шекспира», где он рассматривал «страноведческий» аргумент против авторства Шекспира.
Третий этап цепочки - «защита проектов». Лучшие проекты были предложены для II Городской конференции старшеклассников «Мир без границ» в школе «Промо-М». Они победили в номинации «За презентацию проекта».
Следующим звеном - внешней презентацией проекта - стали спектакль «Сцены из трагедий Шекспира «Антоний и Клеопатра» и «Гамлет» и круглый стол «Я - переводчик». Полученный опыт переводов позволил детям выступить успешно в рамках Общероссийского форума «Одаренные дети».
Завершающим этапом стал интегрированный урок в 9 классе, построенный в форме диспута с критиком Писаревым, оценивающим значение шекспировской трагедии для русской культуры.
Как же происходит определение содержания проектно-исследовательской деятельности? В некоторых случаях оно формируется, исходя из увлечений детей. Например, был период, когда был особенно сильным интерес к НЛО, что дало определённый крен к теме «Неопознанные летающие объекты». Уже в ходе подготовки к проектной неделе прошло соединение нескольких проектов этой тематики, подготовленных учащимися 5 класса под руководством учителя технологии к.п.н. Н.Л.Чернецовой.